ixtrem (ixtrem) wrote,
ixtrem
ixtrem

Автомобили-роботы пока остаются опасными


Прогресс всю жизнь отнимал огромное количество жизней во имя того, чтобы сделать жизнь населения Земли лучше, удобнее, комфортнее.
Если смотреть на проблему с точки зрения человеколюбия, человечеству стоило бы в свое время остаться на деревьях и в лесах. Потому что развитиее цивилизации оказалось крайне опасным делом. Потому что, каким бы талантливым и заслуженным инженером вы бы ни были, как бы тщательно не создавали свою продукцию, сколько бы тестов не провели, какие бы системы безопасности не устанавливали, но если вы начнете продажи в понедельник, к среде уже будет хотя бы несколько пострадавших. Прищемят ли они палец, ударятся коленкой или начнут собирать деньги на похороны - статистика штука бездушная.
Созидание приводит к разрушению, вследствие чего начинаются доработки и улучшения до дех пор, пока не приходит понимание, что даже имея сверхпонятные и сверхподробные инструкции, наклеив на любой опасный узел огромные наклейки с предупреждениями - все одно - неприятностей не избежать. Либо акула глухая, либо свисток без дырки. Если бы было по-другому, значительную часть юристов в США не составляли бы адвокаты, специализирующиеся на разводе автомобильных и прочих производителей на бабки для невнимательных или криворуких пользователей, не закрепивших коврик, не настроивших зеркала, засунувших кота в микроволновку или решивших помыть обувь в посудомойке. В России подобные институты находятся в зачаточном состоянии благодаря тому, что у нас изначально клиент всегда прав. Если, конечно, жив.

В 2012 году пресса пестрела заметками вроде "Google станет нашим водителем. Что не так?". В них журналисты и эксперты обсуждали перспективы продолжения разработок беспилотного транспорта корпорацией Google взамен первой версии, которую хакеры элементарно взламывали, да и сама она была на редкость бессмысленной и плохо работающей.
Активное обсуждение темы полнейшей автоматизации управления автомобилем столкнуло два лагеря - категорических противников этого процесса (многие лица и фамилии фигурировали в спорах про необходимость колеса, двигателя внутреннего сгорания и полетов в космос) и сторонников. Точнее, тех, кто отнесся к данному процессу благосклонно. Мол, поживем - увидим, но это вполне интересная штука, почему нет?
С другой стороны, кто из нас отправил бы ребенка в школу на Google-автомобилей версии 1.0? Хоть кто-нибудь? Я лично нет. История опять же, показывает, что за любые новые технологии приходится платить хоть малыми, но жертвами. Это несомненно так. Однако среди всего огромного количества инженеров, маркетологов, сборщиков и идеологов все-таки есть те, кто работает не просто над системами безопасности, а над алгоритмами, которые позволят избежать самых жестких неприятностей. Фиг с ним, с прищемленным пальцем или ушибленной коленкой. Главное - это здоровье и жизнь человека. И, появляется ощущение, что в последнее время инженеры по автомобильной безопасности делают значительные успехи и перспективы их все более реальны.

Особенно это актуально для будущих беспилотных автомобилей, которым тот же Google уделяет очень много внимания и вкладывает большие средства. Согласитесь, когда за рулем сидит человек, даже абсолютно незнакомый, у него все же есть инстинкт самосохранения, понимание дороговизны ремонта, уголовная или административная ответственность для него не пустой звук (если он не пьян, не крутой бизнесмен или не депутат).
Потому на человека можно рассчитывать. А когда средство повышенной опасности, коим является автомобиль, управляется бездушным роботом, который не чувствует боли, эмоций и ответственности. Принцип робототехники "робот никогда не нанесет вред человеку", конечно, штука хорошая, но тут есть еще один фактор, который пофиксили в первой версии автопилота Google - возможность взлома хакерами. Это самая большая проблема.
Поэтому в 2013 году Google посадил двух хакеров в Ford Escape и Toyota Prius и через диагностические порты автомобилей при помощи компьютеров и своих наквыков подавали машинам команды на всяческие нарушения правил дорожного движения вроде превышения скорости, резких перестроений и торможений, проездов на запрещающие сигналы, а также пытались отключить тормоза, системы безопасности и всячески сломать систему.
Благодаря этому эксперименту у Google появились практически бесценные данные для дальнейшей работы над совершенствованием систем автопилота.
Хакеров этих зовут Чарли Миллер и Крис Валасек. И они не остановились на достигнутом. В 2014 году они с расстояния в 10 миль взломали бортовую систему абсолютно серийного Jeep Cherokee, используя уязвимость фирменной системы UConnect, которая работает через сеть мобильного оператора Sprint. Чарли и Крис, сидя на диване в гостиной в Сент-Луисе, при помощи ноутбука и мобильного телефона получили контроль над системой автомобиля, включая и выключая различные системы и разместив свое селфи в спортивных костюмах на центральном дисплее автомобиля. Во всем этом участвовал журналист издания Wired Энди Гринберг. Он-то и находился за рулем автомобиля. В итоге парни заперли Энди в машине, пока он пытался, двигаясь по шоссе, избежать серьезной аварии.
Этот эксперимент получил несколько неожиданное продолжение. Fiat-Chrysler знал об уязвимости и тихонько через дилерские центры исправлял ее через обновление прошивки. И вдруг, в один прекрасны день, после опубликования материала Гринберга, эта проблема оказалась достоянием общественности. Ну а поскольку это Америка, то пришлось объявлять о сервисной кампании для 1,4 миллионов автомобилей.
Несмотря на заверения производителей о наличии фаерволлов и прочих защитных причиндалов для систем автомобилей, хакеры заявили, что как раз активация системы бепроводной и мобильной связи и является самой уязвимой и удобной для взлома точкой. Это все равно, что, подключившись к своему домашнему wi-fi роутеру, вы становитесь из Василия Семеновича Махниборода, жителя Сызрани, в мишень для опытных хакеров, желающих вытащить из вашего компьютера или мобильного телефона всю важную информацию, до последней копейки.
То есть по сути, газ и тормоз, руль и коробка передач, фары и аудиосистема вашего автомобиля при подключении к мобильной сети, публикуются в интернете и кто угодно может сыграть в Need For Speed или GTA, используя ваш автомобиль как компьютерную модель.
В общем, абсолютной защиты, кроме как никуда не ехать или не использовать бортовую систему выхода в интернет, а также штатную точку доступа wi-fi, пока не существует. По всему миру хакеры ломают компьютерные системы даже силовых структур и государственных ведомств. По ститистике, данные больше 100 миллионов человек по всему миру, находившиеся в базах государственных структур, за последние несколько лет оказались в открытом доступе, будучи взломанными хакерами. Это не только адреса, телефоны и номера паспортов, но и банковские счета. А если технический прогресс будет продолжаться, то вскоре в сети могут оказаться и данные доступа к бортовым системам автомобилей.
Миллер и Валасек планируют раскрыть результаты своих эксериментов и коды ПО на ближайшем съезде хакеров. Таким образом они хотят заставить автомобильные компании и тех, кто занимается системами автомобилей, обратить больше внимания на безопасность и защищенность программного обеспечения и бортового оборудования, а также привлечь больше хакеров для поиска слабых мест.

В общем, тенденция показывает, что рано или поздно мы таки получим беспилотные автомобили. А это значит, что жертвы будут. А это значит, что автомобильные юристы не останутся без хлеба с икрой. И может быть, они появятся и в России. А пока я на всякий случай, буду аккуратнее относиться к автомобилям, на борту которых предусмотрен доступ в интернет через встроенный в головное устройство sim-модуль. Благо на российском рынке их минимум.
И да, мне спится нынче чуть спокойнее, потому что хотя бы двое из этих ботаников с ноутбуками на нашей стороне )



Tags: авто, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “авто” Tag

promo ixtrem april 10, 2016 12:01 43
Buy for 50 tokens
Люксовые бренды, такие роскошные и желанные, могут оказаться такими же мимолетно проходящими, как и богатства, позволяющие покупать их. В автомобильном мире тоже существуют такие случаи, когда когда-то желанные и статусные автомобили сегодня перешли в разряд воспоминаний и коллекционных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments