ixtrem (ixtrem) wrote,
ixtrem
ixtrem

Москва - как много...


Лучше быть в шоке от услышанного, чем в жопе от происходящего (с) Фаина Раневская

Всем доброго дня! Сегодня наконец встали в голове стройные мысли по поводу реальности Москвы для всего окружающего пространства России. Некоторые в курсе, что скоро уже год, как я переехал в столицу. Отчасти давно хотел это сделать (лет 10 уже как), отчасти - так сложились обстоятельства, в некотором роде положительно, хотя и не без проблем.
За этот год многое увидел, многое услышал, многое почусвствовал на себе. И в последние полгода довелось чуть ли не на своей шкуре прочувствовать многие заблуждения на тему Москвы со стороны других городов. Особенно в плане ведения здесь бизнеса. Рассуждения скорее для себя, чем для какой-то аналитики, но, возможно, кто-то поправит меня в каких-то моментах. Могу быть неправ, всякое бывает...

1. Московские пробки.
О да! Это легендарная особенность Москвы, которая является темой многих анекдотов и обсуждений. Причем в регионах это одна из ТОП-5 причин "нахрен нужна эта ваша Москва".
Тем не менее, въезжая год назад в Москву "с концами", я прекрасно понимал, что это такое - пробки и за весь год они ни разу не послужили поводом для нервных срывов и проклятий. Ну просто потому, что я к ним отношусь философски, как к снегу или солнцу. Они просто есть и ничего с этим не поделать. Столица. Не хочешь стоять в пробках - вперед на метро. Получается чуть быстрее иногда. У меня, например, путь на работу на авто - 1,5 часа. На метро (с двумя пересадками) - около 1 часа 10 минут. О цене речь не идет, комфорт важнее. Да, регулярно удивляешься, как мало стало людей, которые соблюдают правила дорожного этикета (благодарят аварийкой, включают поворотники заранее и т.д.). Но это особенности любого крупного города. Слишком велико количество людей.

2. Московские магазины и столичные методы шопинга.
Так уж определяет пространство, но, как и в любом крупном городе, ежедневно бегать по магазинам или каким-то присутственным местам в Москве не получается. Просто потому, что мало кто работает вблизи от дома, чтобы по пути или на обеде заскочить в нужное место. Часто это занимает, мягко говоря, много времени. Вввиду тех же пробок и диких расстояний. Потому основной бум шопинга приходится на пятницу-вечер, субботу и воскресенье. В эти дни город ощутимо становится свободнее. Я определяю это по возможностям для парковки у дома. В выходные ты можешь уехать-приехать и относительно свободно припарковаться. В будни - "жопу поднял, место потерял". Зато у моллов найти свободное место - задача задач. Шопинг, перекус, кинотеатры, развлечения - все это выходные. Летом - парки, коих в столице стало немало.
По сути, основной покупательский бум приходится на уикенд. Когда выметают полки гипер и супермаркетов почти подчистую. Придомовой формат работает на проходимость после работы, когда берется фактически только необходимое сегодня. Остальное все уже закуплено в гипере.

3. Мобильность москвичей.
О, это, наверное, вторая после пробок причина "нафиг Москву". В Воронеже 5-7 километров на работу - другой конец города. В Москве - 33-40 километров на работу - другой район просто. 12 миллионов жителей - это вам не шутки.
Соотстветственно, жители района фактически привязаны к локальным организациям, которые размещают офисы на их территории. Ехать в магазин в другой район - да вы что? Это ж полдня потерять. У меня на районе достаточно всего есть. И это действительно так. В большинстве случаев жители даже свой район с трудом знают, а уж про соседний или находящийся на противоположном конце города и говорить нечего.
Фактически, располагаясь в одном районе, для жителей других районов ты не существуешь. Если только ты не делаешь то, что статусно, можно, очень нужно и больше ни у кого нет. Война за площади в районах идет нешуточная. Перекупают аренду, фактически надувая рынок просто тем, что хочется быть ближе к проходным местам. Ценников на помещения у метро и на "вкусных" местах как в Москве, не найдешь нигде в России, да и за рубежом тоже. 700.000 рублей за 50 "квадратов" + коммуналка и эксплуатация - средняя температура по больнице. И это не Тверская или прочие "статусные" улицы.
Такие ценники тем же "Билайну", "МТС", "Связному", "Сбербанку" и прочим монстрам легко по плечу. А кто помельче вынуждены ютиться на второй - третьей линии или вообще в подвалах жилых домов.
В итоге среднестатистический москвич обитает в относительной близости от своего гнезда, за исключением выезда на работу, ТО автомобиля (причем автоцентр тоже выбирается ближайший), еженедельной поездки в гипер и систематических выходов в рестораны-бары-клубы (если хватает сил и средств). Попытки вытащить его дальше определенного ареала оборачиваются отмазками типа "далеко", "у меня рядом с домом всего хватает" и "нет времени".

4. Менталитет.
Можно охарактеризовать выражением "не на того напали". Каждый, будь то коренной москвич или так или иначе понаехавший, старается быть выше любых условностей. Понаехавшие - потому, что присваивают статус "столичного жителя", москвичи - потому что уже многое повидали. Столица всегда была государством в государстве, со своими законами и правилами игры.
Количество мошенников и просто обманщиков, которые испытывали столичных жителей на прочность исчисляется многими тысячами. Только ленивый не пытался так или иначе обмануть и по-быстрому срубить бабла на москвичах. Общаясь последнее время с пенсионерами, выяснил, что ходоки разной степени наглости посещают пожилых (и не только) людей с завидной регулярностью. Начиная от предложений выгодно вложить деньги до различных услуг социального характера (обучение чему-нибудь, участие в мероприятиях и прочее и прочее). Наиболее незащищенные слои населения уже прошли огонь, воду и медные трубы, кем только не использовались в своих целях, поэтому сейчас не просто дуют на воду, а предпочитают отказаться вообще от любых предложений, чем попасть в очередную задницу.
Ко всем этим процессам активно подключилось государство (в виде правительства Москвы и области), которые регулярно просвещают граждан на тему "кому можно доверять, куда идти и что делать". Рекомендуют хранить деньги в ТОП-5 банков, не открывать дверь незнакомым, советоваться с детьми по любым вопросам и не ввязываться в сомнительные дела.
Зачастую это вредит действительно честному бизнесу, который не вписывается в рамки, очерченные властями, но таковы правила игры. Доверие нужно завоевывать и завоевывать долго. И дорого. Мало того, власти регулярно напрягают большой бизнес на участие в различных социальных программах и мероприятиях. Вся социальная сфера крутится вокруг и для пожилых людей. Разные концерты, встречи, лекции, досуг и все все все, лишь бы занять. В итоге пожилые люди не ходят на митинги (им просто некогда), и находятся под контролем государства.

5. Цены.
Ну тут многое относительно. Например, на среднюю зарплату по России (около 25.000 рублей) в Москве прожить можно. Плохо, но можно. Купить еды-воды-одежды можно занедорого, места есть. Трудно найти, но они есть.
В принципе, в обычных супермаркетах и гиперах цены средние по стране. Другой вопрос, что ходить в них опасно - ассортимент такой, что обязательно наберешь того, что не особо то и нужно, и, соответственно, оставишь денег больше, чем планировалось.
А вот продажа и аренда недвижимости, реклама - это прям нонсенс. Стоимость жилья недосягаема по меркам страны в целом. Аренда проще, но очень сильно нужно поискать. Аренда коммерческой недвижимости - отдельная песня. Ценники просто космические - все стремятся зарабатывать деньги, быть ближе к клиентам, быть в более удобных местах и все такое. Ну и реклама... Втрое дороже, чем в северной столице. А вот достучаться с ее помощью до клиента - отдельная головная боль.
Например, распространение листовок на улицах для провинции - признак этакой сильной компании с деньгами и серьезным подходом. Листовки в Москве - головная боль. Они везде и всюду, торчат со всех сторон и воспринимаются людьми как мусор и не более. 98% листовок оказываются в ближайшей мусорке.
С газетам отдельная песня - ценники зашкаливают нереально. Но это вполне объяснимо - эти цены в ТОПовых изданиях, аудитория которых те самые 12 миллионов человек. Такой аудитории нет ни в одном городе страны. А мелкие газетенки районного масштаба приравниваются жителями к листовкам и также выбрасываются почти мгновенно.


По большому счету, вести бизнес в Москве - дорого и долго. По сути, входить в столичный рынок тяжело, но, если выдержать все перипетии становления, результат будет. Самое сложное - услуги, особенно финансовые. Тут нужно завоевать доверие потенциальных клиентов, что занимает много времени и сил. Нужно быть близко и на виду достаточно долгое время. Потратить энные суммы на стати и рассказы о компании с точки зрения потребителя. Одним словом, стать "Сбербанком".
А это крайне непросто. Сделать это в регионах - дешевле и проще. Люди с низким уровнем дохода всегда более восприимчивы к уговорам и обещаниям. И благодарны участию в своей жизни. А вот москвичи - очень избалованы вниманием и на кривой козе к ним подъехать не получается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments