ixtrem (ixtrem) wrote,
ixtrem
ixtrem

Интерстеллар. И вновь начинается бой...


Добрался-таки до художественной киноленты "Интерстеллар". Уж сколько было о ней отзывов положительных и рекомендаций посмотреть - не счесть. Хотя, объективности ради, были и противоположные отзывы. Вообще, к фильмам-катастрофам и подобной фантастике я отношусь весьма позитивно, ибо всегда есть на что посмотреть в плане спецэффектов. Хотя однозначное мнение - подобные фильмы интереснее всего смотреть в кинотеатрах, особенно в IMAX, поскольку львиная часть бюджета ввалена в спецэффекты, а на домашнем телеке их оценить в полном объеме сложно.
Одним из самых показательных моментов фильма для меня - совсем не рейтинги (хотя и они тоже), но кассовые сборы. Фильмы, которые не отбивают свой бюджет, в массе своей редкостное говно, на грани - почти полностью окупишиеся или чуть превысившие. Зато многократно отбитые прокатом инвестиции всегда показатель того, что как минимум, один раз посмотреть точно можно. В принципе, с Интерстелларом получилось примерно так. При бюджете в 165 миллионов долларов, собрать в мире 650 миллионов - отличный результат.
Соответственно, нашел время и посмотрел. И вот тут начинаются "но", "если" и "почему". Естественно, через такое долгое время после премьеры - со спойлерами. Так что если не смотрели, под кат лучше не ходить )


Мэтью МакКонахи я начал воспринимать более-менее после фильмов "Серфер" и "Линкольн для адвоката". Своеобразный актер, который не всегда вызывает к себе позитивные эмоции. Наверное, все-таки мимика его меня беспокоит. Это как Галустян, который постоянно "юморит" с открытым ртом (типа фишка). Ну да ладно - ничего плохого о Мэтью сказать не могу, просто такое мое восприятие.
Собственно, он тут исполняет главную роль. Роль одинокого отца, бывшего летчика (по сути повествования что-то вроде испытателя, летавшего в стратосфере непонятно на чем), ставшего фермером. Есть дочь и сын. С ними на ферме живет отец умершей жены героя. Ну да игра актеров вызывает мало нареканий, все достаточно органично, в принципе. Тут докапываться не люблю, ибо явных натягиваний нет.
А вот основной вопрос - в сюжете-сценарии.
Вообще, Голливуд где-то раз в пятилетку делает какой-то глобальный фильм-катастрофу про то, как всему миру грозит кабзда, и тут среднестатистический амриканец от сохи спасает всех и пожимает руку Президенту.
На моей памяти достойных фильмов в этой категории два - "Армагеддон" и "2012". Эталон не эталон, но хотя бы не так сильно тошнит от притянутого за уши сюжета. Причем "Армагеддон" - фактически эталон в этом смысле, в основном, благодаря Брюсу "Крепкие орешки" Уиллису.

Если бы старине Брюсу в реальной жизни вручали по медали за каждый подвиг, совершенный им при помощи сценаристов и режиссеров, то уже лет этак 5 назад он просто не смог бы передвигаться, повесив их все на парадный костюм. Брежнев бы завистливо усох от слова совсем. При всем при этом чувак умудряется даже в преклонном возрасте оставаться харизматичным и талантливым, несмотря на все попытки съемочных групп утопить его в очередной "клюкве".

Ну так об "Интерстелларе". По десятибалльной шкале я бы поставил этому фильму твердую "шесть". Ибо вопросов за 2 часа 40 минут накопилось много, а ответов на них создатели дать не потрудились. Печаль.
Но по порядку.
Сюжет практически цельнотянут от "Армагеддона". Экс-сотрудник, одинокий отец, дети, обычная работа. Тут надвигается "мывсеумрем" и нужно срочно всех спасать. Кого зовем? Ну ясенпень, что больше некого - давайте звать наименее ценного наиболее опытного, которого держали столько лет в запасе. Соответственно, душевные метания, сбор команды - вылет - выполнение миссии, чуть не погиб, мир спасен, герой чудом вылазит из жопы, в которую сам залез, чтобы оставшиеся всех спасли окончательно, "и в воздух чепчики бросали".
Кстати, лекало универсальное, дарю.
Однако в том же "Армагеддоне" логика событий и вообще самого фильма была очень даже понятна. Нуачо - астероид летит к Земле, упадет 100% и всем хана. Бомбить не вариант - тогде хана всем 146%. Надо его трансклюкировать (с) Кин-Дза-Дза. Соответственно - пробурить. Вопрос выбора бурильщика не стоял, там выбрали реального отморозка сотоварищи (ну ведь когда угроза человечеству, никто не будет спорить с потомственным бурильщиком, который хочет взять с собой в космос свою банду бригаду и плюшевого мишку). Ибо миссия предполагалась фактически в один конец. Одним выстрелом двух зайцев - норм. Полетели, побурили, возникли трабли, один должен остаться, чтобы взорвать бомбу, остается главный герой, но потом рраз - и все срастается как надо. Ура ура, Земля спасена, правительство с одной стороны радуется, с другой - отморозки снова на Земле, ну д потом разберемся. То есть по сути, экшн? Именно. Логика - да кого она волнует, тем более, что сдерживать себя от вопроса "ну почемууууу!?" практически не приходится, все укладывается в более-менее стройную канву.
А вот в Интерстелларе замудрили более чем. Земля в жопе. Завелся какой-то паразит или болезнь, уничтожающие различные культуры. Вся Америка (про остальные страны технично умалчивают) сеет кукурузу (Никита Сергеевич "- А я же говорииииил!!!"). Хотя по прогнозам и кукурузу тоже скоро эта болезнь уничтожит. Везде пыль и песок. Местами кошмарные песчаные бури. Люди куда-то постоянно валят из своих жилищ. В одном из эпизодов главному герою говорят, что учебник истории теперь переписан и полеты "Аполлонов" представляют как пропаганду для того, чтобы разорить СССР. Разорить, Карл! СССР, Карл!!! Высшее образование и даже колледж только для избранных, "стране не нужны инженеры, стране нужны фермеры".
В общем, что за фигня происходит с планетой и как докатились до жизни такой - об этом история умалчивает, упоминая лишь вскользь, что скоро человечеству каюк. Основной замес начинается тогда, когда главный герой с дочерью вдруг ловят какие-то знаки, превращают их в координаты, едут туда и натыкаются на сверхсекретную военную базу NASA (которая, судя по началу фильма, перешла на нелегальное положение, причем от народа, который стал недоволен тем, что тратятся деньги на технологии, а скоро жрать будет нечего). На этой базе обнаруживаются роботы-морпехи в виде четырехсекционных шкафов с дисплеями...

На этой секретной базе особо не удивлены появлению героя, тем более, что за главного у них там его знакомый про работе в NASA профессор.
Оказывается, ведутся работы по созданию системы, которая бы позволила человечеству свалить с Земли на другие планеты. Лет так за 50 до событий фильма, появилась "черная дыра", ведущая в соседнюю галактику, куда можно переехать всем человечеством и продолжить жить-поживать. В ту галактику направили штук 10 профессоров с миссией или найти пригодную планету или "умереть героями". Оттуда сложные сигналы не приходят, только маячки пробиваются, поэтому удалось только понять, что трое профессоров все же что-то нашли и надо туда лететь с разведкой, причем срочно-срочно. "Это ты вовремя на секретную базу случайно заехал".
Нуачо, человечество надо спасать, попытка отмазаться от полета хрен знает куда:
- А я справлюсь?
- Ты был нашим лучшим пилотом!
- Но я летал только в стратосферу!
- Херня, если в стратосферу летал, значит и в другую галактику слетаешь.
На этом собеседование закончилось и после скандала с дочерью и передачи сыну пикапа, герой в составе небольшой команды вылетает к новым мирам.
Лейтмотивом во всем произведении идет желание-необходимость-требование срочно открыть или понять или создать или выразить в формулах или перевести или рассказать или увидеть или услышать или выпить или хоть как-то прислонить к спасению человечества гравитацию. Как бы без осознания гравитации всем кирдык так или иначе - к гадалке не ходи. Плюс измерения всякие четвертые, пятые...
Прилетают, значит, комрады спасатели в другую галактику, там три планеты, на все как бы надо заскочить, посмотреть чокак. Но есть нюанс - на ближайшей к черной дыре планете какая-то физическая хернь, где год за семь земных лет. Так что на поезд опаздывать нельзя, вощим. Прилетели, там океан и разбитый корабль. Абсдача, надо валить. Тут, как это принято в Голливуде, тетка-ученая, к которой вдовец герой становится понемногу неравнодушен, начинает жестко тупить, по всем законам жанра появляется угроза пиздеца, она закидывает якорь, герой орет, робот спасает героиню, успевая втащить ей ее в шаттл, но из-за этой тупизны погибает один из членов экипажа, который вааааще ни в чем не уиновен и просто вышел на воду посмотреть.

Дальше оказывается, что горючки у них только на одну планету еще и домой или на две и с концами. Надо выбрать. На одной - регулярный сигнал, на другой тоже регулярный, но тут оказывается, что там - хахаль героини. Наш герой включает серьезного и вместе с третьим членом экипажа-чернокожим (кстати, заметьте фишку - всегда, когда дело доходит до спасения мира американцами, там всегда! в команде чернокожий. На всякий пожарный, видимо) и роботом, решают, что за косяк с гибелью четвертого космонавта, полетят не к хахалю, а к дургому. Ок. Прилетают - там лед кругом и вообще - Арктика эраунд зе ворлд. Будят который год спящего там Мэтта Деймона, который оказывает редким говном и пытается ушатать нашего героя, который хочет валить домой к дочери, ибо по их подсчетам, прошло уже по земным меркам лет 40, а детей увидеть хочется.
Потом оказывается, что профессор, отправивший нашу команду в черную дыру, и не знал, как человечество спасать. Он просто напихал в корабль оплодотворенных яйцеклеток несколько тыщ, отправил бабу с тремя мужиками в белый свет как в копеечку, типа, вот вам материал, плодите и размножайте новое человечество.
Эту тему просекает дочь героя, которая уже выросла, стала ученой и работала с этим профессором в NASA.
В итоге Мэтт Деймон погибает при попытке угнать главный корабль, а у наших героев встает не вызывающий удивления вопрос - топлива на двоих не хватит(!?), да и общий армагеддон на подходе, ибо гравитацию так и не сформулировали, а человечество надо спасать. Отправляют робота в черную дыру, собирать данные, герой решает сам погибнуть, а героиню отправить на планету хахаля, может, там что-то лучше есть.
В итоге он на челоноке тоже попадает в черную дыру, челнок ломается, катапульта, свободное падение и ррраз - очутился он в системе пяти измерений, с другой стороны книжного шкафа в комнате дочери. Тут наш летчик-испытатель-фермер-супергерой вдруг врубается в суть гравитации и через шкаф видит свою маленькую дочь (ну типа прошлое) и начинает набрасывать сигналы, вышибая книжки с полки и программируя наручные часы азбукой Морзе передать ей информацию. Дочь врубается в это все только вот прям на самой грани гибели человечества, когда профессор уже умер и вот вот всем придет конец, расшифровывает все знаки и...
Герой наш просыпается в больничной палате "на орбите Сатурна", человечество спасено и создало колонии в космосе (очень похоже на "Элизиум. Рай не на Земле". Похоже, Дэймон таки стащил со съемочной площадки "Элизиума" чертежи космической колонии и на получасовую роль в фильме его взяли именно поэтому). Дочери уже лет под 100 к тому времени, она уважаемый человек, хотя уже и при смерти. Быстренько попрощавшись с престарелой дочерью, герой угоняет челнок (и ему вообще никто не мешает, даже замечают намного позже его отлета) и летит к героине, которая добралась до планеты хахаля, где все как на Земле и вроде как даже готовит ее к приезду человечества. Что стало с чернокожим членом экипажа Интерстеллара и с хахалем героини - история умалчивает.

Вот, в принципе, и весь расклад. Ощущение после просмотра - незамороченность сценаристов на подробности и разъяснения, наличие в команде основательного количества физиков-теоретиков, отличная работа режиссера и операторов, достойные спецэффекты.
Так что по сути, фильм вполне укладывается в понятие "Голливуд". Однако проигрывает "Армагеддону" по категории "смысл-логика". Понимание цели и сути событий отсутствует почти полностью, поскольку забивается научными выкладками про гравитацию, время, угрозу человечеству и бинарные коды, квантовые данные и т.д. Потому где-то на середине фильма перестаешь думать - "нахера они все это делают" и просто смотришь на спецэффекты и развитие событий. Никаких любовных соплей, душевные страдания пролетаются просто с космической скоростью - все динамично и не зациклено на мелочах.

Общие впечатления от фильма - Кристофер Нолан неплохо сделал сиквел "Армагеддона". Однако при этом он начисто лишил зрителя объективного понимания, что и зачем делают герои и какие у них промежуточные цели. Сделав главной целью "спасение человечества", он "замазал" детали научной фантастикой, которую не обязательно понимать, иначе придется заканчивать физмат по любому. Добавил качественных спецэффектов и освежил в нашей памяти, что нам так или иначе всем придет конец.
Смотреть стоит, конечно. Один - два раза всполне прокатит. Кино скорее не столько интересное, сколько красивое и затягивающее в просмотр с целью понять "чем все закончится".

P.S. Фильмы, в которых среднестатистический американец так или иначе спасает мир, борется с террористами, в общем, совершает чудо, моножатся не по дням, а по часам. По сути, геройское кино - оно нужно. Потому как поднимает патриотизм, боевой дух, сплачивает нацию и вот это вот все. Однако, примерно прикидывая возможные ситуации, можно уверенно сказать, что, случись какая хрень в реальности, первыми с лица земли будут с радостными воплями и улыбками выпиливаться именно американцы. Ибо после такого количества мотивирующих кинолент грех будет не попробовать себя в роли такого вот героя-спасителя. И вот тут-то и окажется, что жизнь - она намного намного сложнее и летчик просто так в космос за полгода не полетит, а нефтяник с бандой не то, что астероид бурить - корабль запустить не смогут. А оружие имеет ограниченное количество патронов, в противника необходимо целиться и стрелять он умеет не хуже, а скорее всего, даже лучше. Плюс разорвавшийся неподалеку снаряд чреват как минимум контузией и невозможностью понять, что происходит вокруг, а как максимум - острыми приступами смерти. Не хочу сказать, что наше отечественное кино учит нас как правильно вести себя в экстремальных ситуациях - у наших несколько иная концепция. Мы не спасаем мир, мы предоставляем делать это профессионалам. Но в равной же степени героизм у нас - в качественном выполнении своей работы, в повседневной жизни, в человечности любого - от ребенка до бандита. Хотя бандитов у нас положительными героями делают крайне редко.
Одним словом, интересно наблюдать, как Голливуд теряет хватку качественной фантастики. Хотя жаль. Снимают они по прежнему лучше и качественней, чем наши. А сценарии бывают разные.
Tags: кино, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments